17 апр. 2014 г.

Писать рецензии на только что вышедший фильм - дело гиблое и неблагодарное.
Но - "Выживут только любовники".



Кто знает и любит Джамуша, тому будет вкусно и приятно. Кто хочет увидеть шерпотреб и понюхать ваниль - будет разочарован почти на все 90%.
Сам Джармуш назвал свой фильм "крипто-вампирской любовной историей". Но мастер скромничает, на самом деле это идеальное постмодернистское преступление - чертово количество аллюзий, игра с массовой культурой на грани фола и цепкие афористичные цитаты (You drank Ian!).
Якобы сюжет достаточно банальный, и он присутствует скорее как некая условность - важны эпизоды, а не сюжетная линия: два влюбленных вампира негодуют по поводу зараженной крови зомби (т.е. людей), чувствуют скорый конец миропорядка и в общем-то с большего все... Но не обольщайтесь - этот фильм насквозь символичен. "Выживут только любовники" интерпретировать не больно.


Практически вся образная система фильма построена на противопоставлении и своеобразном слиянии противоположностей - собственно это и деферанс для интерпретатора, и Любовь для реципиента;). Образы Адама и Евы - просто кладезь - библейские имена не могут не говорить о их всепоглощающей символике - правда, из фильма понятно, что она старше и более приспособлена к миру, чем он. На "Бумаге"  автор рецензии уверяет о даосийской символике белого, который предпочитает она, и черного, который носит он. В этом, конечно, есть смысл, но в символе дао женское начало - черное, а мужское - белое... 
Думал ли Джармш о дао и спорил ли он с восточной традицией - вы уже чувствуете ужас постмодернизма?) Но женское - мужское, белое - черное, это только начало противопоставлений через образы Адама и Евы - он меланхолик, с которого мог бы быть списан Гамлет, она - общительна. Он любит музыку, она - литературу - рождение трагедии из духа музыки?;) Старый телик Адама, ее айфон... Она воплощает Восток, он - Запад... И так можно долго продолжать. 


Но условная противоположность главных героев объединяет их как только появляется внешний мир: вампиры - зомби (люди), вампиры-аристократы Адам и Ева - Ава, сестра Евы, котoрой все по рок-н-роллу...
Еще одной важной сюжетной линией является "срывание покровов". Она тесно связана и с образом Кристофера Марло, и с Адамом, который подсовывал Шуберту свои адажио. 


Джармуш выбирает традиционный ответ на шекспировский вопроса, однозначно отвечая, кто был автор "Гамлета" - Марло-вампир. 
Режиссер также использует уже не новый в постмодернизме прием, который я для себя называю "убить Полидори" (этот термин появился после Андахази "Милосердные"), когда авторами известных произведений оказываются совсем не те, кому они приписаны культурой. 


Еще одним постмодернистским приемом, к которому прибегнул Джармуш, было самоцитирование. Так, сцена с неким чудесным прибором, прообраз которого когда-то смастерил сам Тесла, меня, например, определенно отсылает к сцене с Мегги и Джеком Уайтом  из "Кофе и сигареты" (вообще-то Джека Уайта любят главные герои). Или вот еще - танец Адама и Евы - уж не похож ли он на танец Боба и Николетты в "Вне закона"... Возможно, мне просто хочется так интерпретировать, но с другой стороны - кто мне запретит?;). 


И, конечно же, музыка! 
Джим Джармуш вернул культуре после "Сумерек" вампирскую тематику как поле для всевозможных забав - вполне себе интеллектуальных.
Мне фильм показался оочень вкусным - особенно мила та сцена, когда Ева заказывает себе и Адаму билеты в Танжер на имена Стивена Дедала и Дейзи Бьюкенен . Прелестно и обыгрывание имен всевозможных докторов - от Фауста до Стренджлава и Калигари и, наверное, Хауса.


Исходя из вышенаписанного, очевидно, что фильм мне понравился, и я его рекомендую многим, но не всем.

0 коммент.:

Отправить комментарий