15 мар. 2014 г.

В последнее время притязания на Крым становятся просто трендом. От этих возгласов со своеобразным и неприятным мне акцентом "Крым наш", мне тошно и мерзко. И еще эти призывы к завоевательной войне. И в очередной раз понимаю, что я выросла в парниковых условиях, что мне это все непонятно и неясно.
Так вот. Крым мой. Я не была в нем практически десять лет - в 16 лет - с тех пор как-то с родителями отдыхать уже не езжу.
Первый раз я оказалась в Крыму в лет девять - я была заграницей - да, именно заграницей - с очередями на погранпосте. Никаких щемящих сердце воспоминаний о  разьвітанні з радзімай.  И вот - Украина! (Правда, ощущение родины чаще всего просыпалось только на обратной дороге - где-то под Гомелем).
Но дальше - невыносимая жаркая поездка в машине - кондиционер-то появился только в следующей - родители открывали иногда окна и был странный запах. Руда, - сказала мама.
И были подсолнечные поля - это не выдумки, они действительно существуют. А еще Жанна Агузарова, кассета которой постоянно играла. Были еще пару - помню, на одной на стороне А - Леонард Коэн, на В - Джо Кокер.
 И вот - море. И мелки песок.
Мы остановились около Евпатории, сняли домик невдалеке от косы. Не помню, как она называлась - просто коса - море с двух сторон. Но потом папа в домике прибил сколопендру, и мы спешно решили переехать.



Джур-Джур, фото из Вики

Родители выбрали горный район - до сих пор Крымские горы - единственные, которые я видела. Мы поселились в Партените - около Медведь-горы. Родители возили нас с братом по всему Крыму. Мы были в Мраморной пещере, где было непонятно, темно и чертовски холодно. Ялтинский Ботанический сад, где было много роз, какое-то известное дерево - то ли сосна, то ли дуб - в общем намотали на него бороду Карабаса-Барабаса в свое время. А еще Поляна сказок.
Водопад Джур-Джур, около которого продавали вина с дегустацией. И Ливадия. Массандровские вина! Нет, тогда в первый раз, естественно, я не пробовала вино. Но названия запомнила - Черный Доктор, Наполеон. Но в шестнадцать лет уже точно могла сказать, что самое вкусное массандровское вино - это Бастардо. Сегодня могу добавить - среди красных вин - точно.
А еще пещерные города. Родители возили нас в них. В Чуфут-Кале мы побывали  во время второй поездки.
Да, Бахчисарай - именно там есть рынок, на котором продают самые лучшие персики и абрикосы. Так всегда говорил папа. Папа знает, что говорит - в Крым его тоже часто в детстве возили. Бабушка с дедушкой.
Как только заканчивается Бахчисарай начинается гора. Надо ехать по направлению к Бахчисарайскому дворцу. Проехать мимо. И вот - надо идти в гору. Там будет мужской православный монастырь. Где-то по дороге будет колодец - его почитают все мусульмане Крыма, говорил гид, - некоторые каждый день поднимаются к нему из города. Если пройти монастырь и идти дальше в гору (помню точно) - будет Чуфут-Кале - город караимов. Нам рассказали, что сейчас там живет одна семья, которая смотрит за порядком в городе. А дети каждый день на ослах спускаются в город в школу. И подымаются. На ослах.
Вот честно - ничего не помню про этот русский город Севастополь. Помню,что пару лет подряд останавливали гаишники в одном и том же месте по надуманному поводу - папа не пропустил несуществующего пешехода. Все. И вообще - я очень долго - даже после школы - путала Севастополь и Симферополь. Думаю, что это показательно на счет того, какое место они занимают на карте моего Крыма.
 Мне были интересны  татары - родители как-то снимали домик у татарской семьи в Евпатории - и я тягала на пляж их книги с хадисами в популярной адаптации. А еще украинские указатели на дорогах, и минеральная вода из Сакского источника - смешное слово "джерело".
Этот пост - о моих сентиментальных детских воспоминаниях, в которых все порядком перемешалось. Но это мой Крым и там сейчас война. И я не знаю, что мне делать.

0 коммент.:

Отправить комментарий