20 апр. 2013 г.

апрель 1914 г.
В конце июля 1914 года спокойствие Европы нарушено: началась война, которую потом назвали Великой, позже - Первой мировой. 

Оптимизм, который господствовал в первое десятилетие ХХ века с невероятной скоростью улетучился. Модернизм, который превозносил богемный образ жизни, получил свой надлом, воплотившийся позже в картине Мунка.
Витиеватость и легкость оказались не у дел уже в начале войны. Тенденции в культуре стали приобретать более драматический и мрачный характер. Вера в силу науки перестала быть в тренде после иприта.
В США тем временем придерживались невмешательства в войну. И не только потому, что дела в Европе - это только дела в Европе. США было удобно вести дела и с Тройственным союзом, и с Антантой, мило приторговывая оружием. Just business. 



Пока подводная лодка не задела национальную гордость. Но война велась далеко и не здесь, поэтому ее отголоски предпочитали не слышать. Есть даже у меня мыслишка, что прекрасную эпоху в США стоит продлить до Великой депрессии.
                                 




Обложки "Вога" хорошо иллюстрируют и растерянность редакторов моды, которые уже не могли ориентироваться на Париж, что был охвачен войной, и одновременное упоение своей свободой. "Вог" поддерживает интерес дам к различным культурным веяниям, которые уже неактуальны для Европы, например, к ностальгии по французскому рококо или к увлечению японской культурой. 






Мне кажется, что именно фасон японского кимоно оказал влияние на женский силуэт. С другой стороны, японская культура позволяла воплотить цветочные элементы в визуально-нетрадиционную форму. 




К тому же европейский тканевый дефицит верно уловили и в США: юбки местами становятся короче (раньше за такие откровения предали бы анафеме), а вынужденная эмансипированность дам в Европе позволила поместить на обложку леди в брюках, правда, весьма несмело - американцы в некоторой степени весьма консервативны.



Растерянность, вызванная отсутствием из Парижа тенденций, позволила переосмыслить собственные культурные тенденции. Дамы в пышных платьях, чересчур нехарактерных для Нью-Йорка, как мне кажется,  отсылают к плантациям Юга. Так как плантаторы особо славились любовью к роскоши, вполне вероятно, что таким образам "Вог" пытался воплотить страсть к роскошному и идеализированному миру через свою собственную, национальную культуру. Без оглядки на полыхающую Европу.








Однако стиль модерн очень отчетливо прорисовывается в цветочках. Заметьте, что они в тех или иных вариациях присутствуют практически везде. Мне кажется, что это не просто тенденция, но цайтгайст. Пока еще. 

0 коммент.:

Отправить комментарий